Цель обучения АБИТ-РосНоу — не передать информацию, а изменить модель поведения и научить делать!

Основатель и учредитель Академии бизнеса и инновационных технологий, новатор в области Skillhub SMART- образования АБИТ, венчурный инвестор образовательных цифровых технологий, к.э.н., доцент, Калачёва Лариса Викторовна - рассказала про то, как связь педагогических методов обучения и современных технологий позволяет слушателям Проектного центра Skillhub SMART-образование АБИТ приобретать реальные навыки и умения после обучения.

— Одно из направлений деятельности Skillhub SMART-образование Академии бизнеса и инновационных технологий - внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Из года в год, особенно под конец года, мы слышим о революционных трендах в образовании. Так ли это на самом деле?

Образование стало доступно в виртуальной и дополненной реальности, сейчас это одна из самых современных технологий. Она интересная, заметная, привлекает внимание. Про неё можно много чего рассказывать — тут и big data, и скоростной интернет.

Дополненная реальность — это когда вы видите всё живое, но добавляете в реальность дополнительную информацию.

Как только случится технологический прорыв (например, 5g получит широкое распространение), очки дополненной реальности станут более доступными для всех и эта технология взлетит. И что самое интересное — мы даже не заметим, как эта технология проникнет в образовательный процесс и вытеснит менее эффективные методы.

То есть обучение «цепляется» за технологию. Оно не меняется, ведь вы получаете знания асинхронно, на расстоянии, но уже по заранее спланированному сценарию.

Learning Management System

До этого все, что мы использовали, было разрозненно, мы этим не управляли и не «снимали данные». Сейчас мы можем перейти к Learning Management System — информационной системе, которая соединяет все эти форматы обучения.

Современные образовательные платформы и е-форматы позволяют не только получить доступ к той или иной системе, но ещё и собирать всю статистику. Самые первые форматы, которые начали распространяться, передавали совсем немного информации о деятельности обучаемого: вход, выход, статистика, прогресс, оценки — и всё.

Современные прогрессивные форматы, например xAPI, собирают еще большую big data — когда заходил, установил, запустил, что прочитал, что пролистал, даже сколько раз кликнул мышкой и т.д.

Но где же обучение? Как нам построить такой процесс, когда мы учимся? Что нужно делать для того, чтобы знания, которые мы передаем, были приняты, обработаны и на выходе был результат? Как нам превратить информацию в учебный курс с прогнозируемым результатом на выходе?

Мы в Академии бизнеса инновационных технологий тоже задавали себе эти вопросы.

Что самое главное в курсе, с чего он начинается?

Все начинается с цели. Как правило, при разработке любого курса преподаватели говорят: «После моего курса обучаемый должен знать вот это, вот это и вот это».

Но знать — это не цель! Мы должны спроектировать то, что обучаемый должен делать.

Цель должна быть сформулирована в глаголах действия и равняться результату — что человек после прохождения курса должен делать, а именно «раз, два, три» — это цель. Если цель не равна результату, то она бесполезна. Если «просто должен знать», то человек книжку почитает — там больше информации, даже возможно интереснее и подробнее написано.

Что же такое обучение?

И тогда мы задумались, что же такое обучение? Обучение — это прежде всего изменение модели поведения. Это значит, что обучаемый до курса этого не делал, а после курса — делает. После этого мы поняли, что раньше мы проектировали курсы так, как это делают все. И стали их проектировать по-другому.

Мы посмотрели и увидели, что сам процесс обучения не изменился за 10 лет, просто немного изменились форматы и технологии. А что нам надо сделать для того, чтобы обучаемый достигал этой цели, которую мы спланировали? Мы сейчас говорим про асинхрон, когда учится он один, сам, а мы его должны как-то контролировать.

Когда вам легко учиться? Когда интересно, когда есть поддержка и когда это недолго. Поэтому нам нужно было взять и посмотреть в сторону различных педагогических аспектов, которые помогают учиться, и соединить их с ИТ-технологиями. Мы сделали ставку на педагогический дизайн, добавили в него информационно-коммуникационные технологии, и это превратилось в курс с результатом на выходе.

«Перевернутый класс»

Моя любимая технология — «перевернутый класс». Если объяснить просто, то это выглядит вот так: домашнюю работу, которую обучаемый делал раньше дома, он делает в классе (практика), а классную работу — дома (лекция). Мы развернули всё по-другому, иначе подали весь материал.

Самое дорогое время — это время в аудитории, и оно должно использоваться максимально эффективно для того, чтобы обучаемые достигали своей цели.

Всё остальное человек может делать сам. Для этого учебный курс необходимо переработать так, чтобы наш ученик освоил его самостоятельно. В следующей статье мы раскроем секрет нашей кухни, а пока вкратце это так: составляем сценарий и прописываем шаги, которые обучаемый совершает для достижения определённой цели.

Но сценарий — это не учебный план, а шаги обучаемого, то есть как он идёт к этой цели. Одно из основных условий — это интерактивность. Чтобы этого достичь, нам нужно курс упаковать и разместить. Для этого на рынке появилось много различных конструкторов либо дополнительное программирование.

В основе интерактива, который мы размещаем в систему дистанционного обучения, лежат материалы преподавателей. Как правило, материал преподавателя представляет из себя тексты или слайды. Наша задача — сделать его «говорящим». То есть не превращать это в видео или в аудио, а чтобы компьютерная система, в которой будет загружаться этот материал, постоянно коммуницировала с человеком посредством каких-то вопросов, ссылок, переходов и кнопок. Это больше похоже на сквозной квест, после которого обучаемый осваивает ту или иную технологию. Только тогда это работает. Главное отличие в том, что используемая нами система интерактива не контрольная, а учебная.

Пассивное восприятие материала, которое было раньше и усваивалось плохо (текст, аудио, видео), мы превратили в активную форму.

То есть видеоэпизоды, такие как видео пример или отрывок видеолекции появятся на экране, если преподаватель заложил его в этот сценарий. В тот момент, когда нужно прочитать какую-то дополнительную лекцию, иногда надо дать обучаемому просто файл, а не заставлять читать с экрана огромные тексты. Не надо все превращать в электронный учебник! Это все должно было быть в интерактиве. Такой формат постоянно держит обучаемого в тонусе, заставляет его быть «в процессе».

Наша задача — удержать внимание

Зачем мы это делаем? Дело в том, что материал, который мы даем для изучения, конкурирует с развлекательным контентом: сериалами, роликами, YouTube, TikTok и прочее. Наша задача — удержать внимание!

Мы из одного действия переключаем человека в другое: тут он складывает, тут — нажимает, тут — отвечает или пишет. Он постоянно находится в таком интерактивном режиме, и за счёт этого учится.

Важный аспект — каждый курс разрабатывается под свою целевую аудиторию.

И вот на выходе, когда обучаемые реально все это проходят, они превращаются из учеников в экспертов. Они составляют балансы, отчеты, бюджеты и бизнес- планы, решают управленческие задачи, умеют договариваться о встречах и совершать эффективные звонки и продажи и т.д. И это не потому, что им сказали, как действовать в конкретной ситуации, и они это повторили. А потому, что нашей целью было передать им технологию, модель поведения, которую они отработали в интерактиве на практике своей компании.

Раньше мы, как и все, записывали видео лекции, но в какой-то момент времени отказались от больших лекционных видеокурсов, поскольку данный формат низкоэффективный. Мы не записываем видео преподавателей, а проводим пару занятий и соединяем очные и дистанционные курсы, собираем отрывки, фильмы, кусочки.

Иногда слушатель, который учиться на долгосрочной программе, делится своим опытом: «Смотрю фильм, и тут вот эта технология используется, здесь — та модель. Тут вот не отработал возражение, а тут пропустил важный этап!». Это говорит о том, что освоенные технологии обучаемый применяет в обычной жизни, делая ее лучше, эффективнее, интереснее.

Возвращаясь в самое начало, стоит отметить, что никакой революции в образовании пока не наблюдается. Возможно, с развитием и доступностью виртуальной и дополненной реальности мы незаметно для себя освоим ее и внедрим в учебный процесс. Только это будет иметь эволюционный характер, гармонично проникающий в нашу жизнь.